День железнодорожника, или Какой профессиональный праздник в России самый... старый?

Дым столбом — кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье… Православный веселится Наш народ. Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле.

Нечасто сейчас можно услышать эту песню М. И. Глинки на слова Н. Кукольника, написанную в 1840 году. Эта песня была одной из любимых в репертуаре Ф. И. Шаляпина. Написана она в честь открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. А причем тут пароход? А оказывается, паровоз в ту пору называли пароходом! Именно первые поездки на диковинном тогда транспорте и вдохновили поэта и композитора написать эту песню.

Как известно, Царскосельская железная дорога была построена достаточно быстро по тем временам. Руководил разработкой проекта и строительством дороги Франц Антон фон Герстнер, профессор Венского политехнического института, специально приглашенный в Россию. Указ императора Николая I о сооружении первой железной дороги (тогда она называлась чугунной) был обнародован 15 апреля 1836 года, а 9 мая 1836 года начались работы по возведению насыпи. На строительство дороги было привлечено 1800 человек, да в летние месяцы еще сюда направляли 1400 солдат из Красносельских лагерей. И 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги в присутствии императора Николая I, всех министров и дипломатического корпуса.

В первом рейсе пароходом (паровозом) управлял сам Герстнер. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село (кстати сказать, и сейчас дорога от Витебского вокзала до Пушкина (Царского села) занимает на электричке почти 30 минут). Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. «Санкт-Петербургские ведомости» на другой день писали: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».

Вначале поезда ходили на конной тяге, и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога была переведена 4 апреля 1838 года. От Царского села дорога была продолжена до Павловска, и движение на участке Санкт-Петербург — Павловск открыто 22 мая 1838 года. Дорога была однопутной, что, конечно, создавало некоторые неудобства. Герстнер, чтобы привлечь пассажиров, решил в Павловске совместить вокзал с концертным залом, и там устраивались в летнее время концерты. Помните кинофильм «Прощание с Петербургом»? Иоганн Штраус играл свои концерты в Павловском вокзале! Вот с этой небольшой, протяженностью 27 км, железной дороги, и стала развиваться мощная железнодорожная система России.

Вслед за первой, в 1842 году, было начато строительство двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой длиной в 645 километров. Руководил строительством граф Петр Андреевич Клейнмихель. Её строили более 9 лет. Открытие состоялось 1 ноября 1851 года. Первые поезда преодолевали этот путь за 21 час 45 минут, средняя скорость составляла 29,6 км в час. 8 сентября 1855 года дорога получила название «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I. Как строилась эта дорога, сколько простого рабочего люда там полегло, убедительно описал в своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов:

«Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Сызранская железная дорога. Затем, в 1877 г. построена дорога до Оренбурга через Самару. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в России, поскольку появился удобный путь для перевозки товаров на азиатские рынки, и ввоза сырья из Азии. Появился новый мощный класс трудящихся — железнодорожников. И в честь столетия со дня рождения Императора Николая I в 1896 году был учрежден День железнодорожника — первый профессиональный праздник России. Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за № 58 гласил: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М. Хилков».

Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, многие были награждены орденами. И тогда по просьбе руководителей дорог Правительство указом от 28 июля 1936 года установило день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.

Сейчас в России общая длина железных дорог составляет 87167 км, и по протяженности мы занимаем второе место в мире после США, где их, как ни странно, в два раза больше — 194731 км. Меня даже удивила эта цифра. Когда ездишь по США, железные дороги не бросаются в глаза, так как они здесь используются в основном для грузоперевозок, а пассажирские поезда ходят не везде, их мало. Как известно, американцы давно предпочитают ездить автомобилями или летать самолетами. А для россиян поезд остается самым доступным и удобным видом транспорта. Думаю, что большинство любит путешествовать именно поездами. Как замечательно смотреть из окна мчащегося поезда на пейзажи, города и села под аккомпанемент звенящих подстаканников, засыпать под перестук колес, на станциях покупать ягоды, пирожки, малосольные огурцы и даже просто горячую картошку! А сколько новых людей узнаешь за время пути, сколько выслушаешь и сам расскажешь разных историй и случаев!

А потому давайте поздравим всех, кто работает на железных дорогах страны, с их профессиональным праздником, и пусть стальные магистрали растут и достигают самых отдаленных мест России!

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:36 25.03.2017 Effectivinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как внедрить бережливое производство на предприятии: пять легких советов

Как внедрить бережливое производство на предп...


Бережливое производство — механизм, увеличивающий эффективность работы фирмы в 5–10 раз, вместе с тем не внося поправок в структуру организации. Задумка стоит на принципах, разработанных в Японии. Поз...


Изучение английского языка с помощью книг

Изучение английского языка с помощью книг


Конечно Вам известно, что самым простым и приятным способом для изучения иностранного языка, является чтение книг в оригинале. Чем более интересное и захватывающее произведение, тем легче и быстрее мо...


Не такое уж и плохое лето

Не такое уж и плохое лето


     Это случилось почти полтора года назад. Молодому человеку по имени Денис выпало летом лечь на обследование в районную больницу. С одной стороны его это совсем не радовало...


Клубника: как стать здоровым с помощью вкусной ягоды?

Клубника: как стать здоровым с помощью вкусно...


Первая летняя ягода, созревающая на наших дачных участках, это клубника. Красивая, сочная, ароматная, она всегда считалась самым вкусным лакомством. Людям так понравилась эта краснобокая ягода, что он...


Кто

Кто


     Что значит понимание ??     А что значит не понимание ???     Понимает ли кто ни будь тебя ????    &...


 Аномальная зона – 3  или  Чертов перекресток

Аномальная зона – 3 или Чертов перекресток


Мне говорят, что я высокомерен, потому что люблю одиночество... А как иначе я услышу Глас Божий?! —...................................................................................


Популярное

Методы перемещений птиц и животных

Самый известный метод передвижений животных - миграции. Этот тип передвижения выделяется относительно большой скоростью и не сопровождается длительным занятием территории. <p>В основном миграции...

Как мы помогли Египту? Нил, Асуан и «Абу Симбел».

Глава третья — героическая Итак, СССР дал Египту проект и проектировщиков, деньги, сырье и технику. Дело закипело — ради дружбы народов и счастливого будущего экономики Египта. ...

Почему дети военных – особая каста? Нашим отцам по

Детство наше прошло в сборах и переездах. В бесконечной веренице военных городков и гарнизонов, садиков и школ. Мы были в них вечными новичками. Едва успеешь привыкнуть — отца переводят, па...

Истина в вине? Целебные свойства

Никогда не пей воду! Вода съедает железо и покрывает его жуткой ржавчиной. Теперь прикинь, что вода делает с твоим бедным желудком! Из первой части, Дорогой Читатель, мы узнали, что питие вин в давние...

Матование и травление стекла

Матование и травление стекла в основном применяют для уменьшения его прозрачности, а также для получения декоративного рисунка. Матование стекла производят различными способами. 1. Стекло окрашивают ...

Составные части современной грязезащиты

Вопрос грязезащиты никогда не снимается с повестки дня. ведь в любое время года, в любую погоду в помещения маленькие и большие на подошвах обуви заносится грязь или песок. Вся эта грязь, особенно пес...

Как защитить компьютер от атак хакеров

Многие уже и не представляют свою жизнь без Интернета. Особенностью Интернета является то, что там нет ни милиции, ни каких либо других организованных и постоянно занимающихся борьбой с киберпреступни...

В День юзабилити: на что способен компьютер?

Основными компонентами компьютера являются материнская плата и процессор. Процессор выполняет операции над числами. А материнская плата определяет, откуда он возьмет эти числа и куда положит результат...

Миа и её пушистые друзья. Красивые и трогательные

Фотограф из Лас-Вегаса (США) Сьюзи Мид (Suzy Mead) является семейным фотографом, а также она очень любит фотографировать своих 2-х дочерей — Зои и Мию, в особенности младшенькую — Мию. Работам Сьюзи п...

Как удачно выйти замуж и избежать «брака» в браке?

Социологи отмечают смену женских приоритетов. Лет пять назад большинство женских изданий, следуя за настроениями читательниц, отстаивали преимущества экономической самостоятельности. Сегодня многие же...

Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы подобрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.