День железнодорожника, или Какой профессиональный праздник в России самый... старый?

Дым столбом — кипит, дымится Пароход… Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье… Православный веселится Наш народ. Православный веселится Наш народ. И быстрее, шибче воли Поезд мчится в чистом поле.

Нечасто сейчас можно услышать эту песню М. И. Глинки на слова Н. Кукольника, написанную в 1840 году. Эта песня была одной из любимых в репертуаре Ф. И. Шаляпина. Написана она в честь открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. А причем тут пароход? А оказывается, паровоз в ту пору называли пароходом! Именно первые поездки на диковинном тогда транспорте и вдохновили поэта и композитора написать эту песню.

Как известно, Царскосельская железная дорога была построена достаточно быстро по тем временам. Руководил разработкой проекта и строительством дороги Франц Антон фон Герстнер, профессор Венского политехнического института, специально приглашенный в Россию. Указ императора Николая I о сооружении первой железной дороги (тогда она называлась чугунной) был обнародован 15 апреля 1836 года, а 9 мая 1836 года начались работы по возведению насыпи. На строительство дороги было привлечено 1800 человек, да в летние месяцы еще сюда направляли 1400 солдат из Красносельских лагерей. И 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги в присутствии императора Николая I, всех министров и дипломатического корпуса.

В первом рейсе пароходом (паровозом) управлял сам Герстнер. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село (кстати сказать, и сейчас дорога от Витебского вокзала до Пушкина (Царского села) занимает на электричке почти 30 минут). Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. «Санкт-Петербургские ведомости» на другой день писали: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».

Вначале поезда ходили на конной тяге, и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога была переведена 4 апреля 1838 года. От Царского села дорога была продолжена до Павловска, и движение на участке Санкт-Петербург — Павловск открыто 22 мая 1838 года. Дорога была однопутной, что, конечно, создавало некоторые неудобства. Герстнер, чтобы привлечь пассажиров, решил в Павловске совместить вокзал с концертным залом, и там устраивались в летнее время концерты. Помните кинофильм «Прощание с Петербургом»? Иоганн Штраус играл свои концерты в Павловском вокзале! Вот с этой небольшой, протяженностью 27 км, железной дороги, и стала развиваться мощная железнодорожная система России.

Вслед за первой, в 1842 году, было начато строительство двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой длиной в 645 километров. Руководил строительством граф Петр Андреевич Клейнмихель. Её строили более 9 лет. Открытие состоялось 1 ноября 1851 года. Первые поезда преодолевали этот путь за 21 час 45 минут, средняя скорость составляла 29,6 км в час. 8 сентября 1855 года дорога получила название «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I. Как строилась эта дорога, сколько простого рабочего люда там полегло, убедительно описал в своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов:

«Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то всё косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Сызранская железная дорога. Затем, в 1877 г. построена дорога до Оренбурга через Самару. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в России, поскольку появился удобный путь для перевозки товаров на азиатские рынки, и ввоза сырья из Азии. Появился новый мощный класс трудящихся — железнодорожников. И в честь столетия со дня рождения Императора Николая I в 1896 году был учрежден День железнодорожника — первый профессиональный праздник России. Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за № 58 гласил: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М. Хилков».

Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, многие были награждены орденами. И тогда по просьбе руководителей дорог Правительство указом от 28 июля 1936 года установило день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.

Сейчас в России общая длина железных дорог составляет 87167 км, и по протяженности мы занимаем второе место в мире после США, где их, как ни странно, в два раза больше — 194731 км. Меня даже удивила эта цифра. Когда ездишь по США, железные дороги не бросаются в глаза, так как они здесь используются в основном для грузоперевозок, а пассажирские поезда ходят не везде, их мало. Как известно, американцы давно предпочитают ездить автомобилями или летать самолетами. А для россиян поезд остается самым доступным и удобным видом транспорта. Думаю, что большинство любит путешествовать именно поездами. Как замечательно смотреть из окна мчащегося поезда на пейзажи, города и села под аккомпанемент звенящих подстаканников, засыпать под перестук колес, на станциях покупать ягоды, пирожки, малосольные огурцы и даже просто горячую картошку! А сколько новых людей узнаешь за время пути, сколько выслушаешь и сам расскажешь разных историй и случаев!

А потому давайте поздравим всех, кто работает на железных дорогах страны, с их профессиональным праздником, и пусть стальные магистрали растут и достигают самых отдаленных мест России!

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 00:36 25.03.2017 Effectivinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Маршрутка

Маршрутка

     утро . . . солнце светит в глаза . . все поет . . . . решила немного пошалить. . .      платье длинное и все скроет . . . . . . . . . . . . . . ....
Оптимизация сайта. Поисковые запросы.

Оптимизация сайта. Поисковые запросы.

Для того, чтобы созданный сайт приносил стабильную прибыль, необходимо провести комплекс разнообразных мер, целью которых является увеличение посещаемости вашего проекта целевой аудиторией. И сегодня ...
Поговорим о музыке с улыбкой?

Поговорим о музыке с улыбкой?

Можно ли подсмеиваться над тем, что дорого, что любишь? У кого как получается. Но если шутишь любя — история не возражает. Есть многочисленные примеры научного шуточного фольклора ...
Скорая помощь для автомобиля: обзор услуги выездной шиномонтаж

Скорая помощь для автомобиля: обзор услуги выездной ...

Трудно найти водителя, что не знаком с шиномонтажом: дважды в год непременно приходится заменять резину, а иной раз мы вынуждены подкачивать колеса и убирать боковые порезы, проколы или восстанавливат...
Мини-игры Алавар: 7 наиболее известных стратегий

Мини-игры Алавар: 7 наиболее известных стратегий

Классно провести свободные минуты возможно, запустив онлайн-игры Алавар на компьютере. Любая из них имеет захватывающий сценарий и обычно не требует крутой техники. Особой популярностью пользуются ниж...
Персей и Андромеда. Миф или современность?

Персей и Андромеда. Миф или современность?

Началось все в древнем городе Аргосе, развалины которого до сих пор существуют в Греции рядом с современным Аргосом. Был в этом городе царь. Хоть он и был царь, но хотел знать свое будущее, как прост...
Познавательное

Истина в вине? Зашуми ты, голова хмельная...

Не наливай больше. Я больше не хочу. Заметь, я не сказал: «Больше не могу!» В предыдущих...

Технология современной грязезащиты

О качественной грязезащите помещений люди задумывались всегда, а потому всегда предпринимали все воз...

Кварцевый камень CaesarStone

Камень — красивый и долговечный природный материал, веками применяющийся для строительства, отделки ...

Учимся выбирать школьный ранец

При выборе школьного ранца мы руководствуемся красотой, удобством и доступной ценой. Важно выбрать п...

Красные розы

Когда вам дарят шикарный букет роз, хочется сохранить красоту цветов как можно дольше. Продлить им ж...

Породы собак.

Йоркширский терьерYorkshire TerrierЙоркширский терьер произошел от клейдесдаль-терьеров и пейсли-тер...

Чем привлекает туристов Голландия? Очаровательные

Путешествовать по Голландии удобно и необременительно. Масса автобусных маршрутов, а поезда InterCit...

Как похудеть после тридцати лет

В молодом возрасте гораздо легче сбросить вес, чем после 30-35 лет. Эндокринологи объясняют это тем,...

Натяжной потолок в Уфе. Ваш стильный особняк.

Теперешние достижения обеспечивают способность любому человеку создавать как раз такое пространство ...

Уверены, что вас нельзя обмануть? Не теряйте бдите

Средства массовой информации и народная молва не перестают предупреждать нас о случаях мошенничества...



Новости развития информационнного портала:

Наш портал является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех существующих планшетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы подобрали для вас информативные и интересные статьи. У нас сайте вы найдете ответы на интересующие вас вопросы. Простая система поиска позволяет вам в кратчайшие сроки отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск требуемой информации будет занимать у вас секунды.